К.Симонову посвящается

1 февраля 2016 года состоялось внеклассное мероприятие, посвященное 100 - летию со дня рождения поэта, писателя, журналиста и общественного деятеля Константина Симонова. Подготовили данное мероприятие учащиеся 5 «А», «Б» классов. Мероприятие началось с эмоционального вступительного слова учителя, Казаковой Людмилы Ивановны.

Советский поэт и общественный деятель Константин Симонов родился в Петрограде, участвовал в Великой Отечественной войне. В годы войны Симонов сотрудничал с газетой «Боевое знамя». После окончания войны побывал в Японии, США и Китае. Он работал главным редактором журнала «Новый мир», затем — «Литературной газеты», сотрудничал с газетой «Правда». Прославился как автор патриотических стихов, среди которых произведение «Жди меня». Симонов — лауреат шести Сталинских премий. Как военный корреспондент Симонов побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

Победу двадцатидевятилетний Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза писателей, автором известных произведений, переводимых на разные языки.

Проза Симонова – мужская проза. Война К. Симонова объемна, он видит ее с разных точек и ракурсов, свободно перемещаясь в ее пространстве от окопов переднего края до армейских штабов и глубокого тыла. Довольно часто К. Симонова упрекали в том, что проза его – офицерская, что она лишена крови и пота ежедневного солдатского труда.

Он был успешен в творчестве и обласкан властью. По сценариям К. Симонова поставлены многие фильмы: «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943-44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960), «Живые и мертвые» (1964).

С 1946 по 1950 гг. и с 1954 по 1958 гг. он был главным редактором журнала «Новый мир»; с 1950 по 1953 гг. – главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 гг. и с 1967 по 1979 гг. – секретарем Союза писателей СССР. В 1974 г. он удостоен звания Героя Социалистического Труда. Последнее десятилетие занимался и кинематографом. Совместно с Романом Карменом создал кинопоэму «Гренада, Гренада, Гренада моя», потом уже самостоятельно, в качестве автора фильма «Чужого горя не бывает» – о вьетнамской войне, «Шел солдат», «Солдатские мемуары» – на основе бесед с кавалерами трех Орденов Славы, телефильмы о Булгакове и Твардовском. 28 августа 1979 Константин Симонов умер. Он завещал развеять свой прах на поле под Могилевом, под Могилевом, где в 1941 г. ему удалось выйти из окружения. На памятном знаке возле Буйнического поля начертано: «Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах». Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах – обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом.
Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.

Казакова Людмила Ивановна задала вопросы ребятам:

  • А, что такое война? Откуда мы о ней узнаем? Учащиеся отвечали на её вопросы: из рассказов тех, кто воевал, военной хроники и фронтовых писем, из рассказов бабушек и дедушек, из фильмов, из книг, из фронтовых писем.

    Дети и война. Нет ничего страшнее того, когда маленькие мальчишки и девчонки уходили на фронт. В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете». Запись этого стихотворения прозвучала в исполнении самого автора.

Ребята 5-х классов зачитали письма юных мальчишек и девчонок с фронта.

«Дорогая Маша! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Это будет началом его полного разгрома. Перед нами стоит благородная задача — очистить советскую землю от фашистских варваров, чтобы наши дети — будущее нашей Родины — жили спокойно и не знали, что такое война. Я уверен в нашей победе. Мне скоро выпадет счастье бить врага.
Дорогая жена! Помни: в этой битве я либо буду героем, либо погибну за великое дело нашего народа. Целую, твой Георгий».

«Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь, живешь — и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад. Александр».

«Милая Тонечка!

Я не знаю, прочитаешь ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц.

22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, думал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму твою милую головку к своей груди? А может, никогда. Ведь война…

Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие- яркие.

У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она – могила –то?»

«Мы жались к матерям. Они не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял, и разделили: детей- отдельно и родители – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала. Как-то меня к ней пропустили. Она увидела и кричит: «Это не моя дочь! Это не моя…» куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума. Как рассказать, что я видела?»

« Дорогой добрый папенька!

Пишу тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет.

Папенька мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. А помнишь, папа, 2 года назад, когда мне исполнилось 13 лет, какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!

Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь Катя Сусанна.

Мое сердце верит: письмо дойдет».

«Прощай, мамочка! Я погибаю… Не плачь обо мне. Я погибаю одна, но за меня погибнет много врагов.

Мама, милая! Еще раз прощай… ведь больше мы с тобой не увидимся. Я погибаю…

А как хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит в глаза…

Как мне хотелось работать, служить для Родины!...

Но эти варвары, убийцы… Они отнимают у нас нашу молодую жизнь.

Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту смерти. Они кричат нам: «Выходите», идут к нашей камере, это…

Ой, мама! Прощай! Целую всю семью последний раз, с последним приветом и поцелуем…

Нина Попцова»

Да, это было страшное время. Героизму и стойкости этих детей можно отдать дань уважения. Очень проникновенно звучало стихотворение в исполнении самого автора, К.Симонова «Жди меня». Феномен лирического «Жди меня», написанного в августа 1941 г., перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии. «Жди меня» – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.

В завершение мероприятия была объявлена минута молчания.

Хочется надеяться, что данное мероприятие вызвало у учащихся желание взять в руки сборники стихотворений К.М.Симонова, пробудило интерес к изучению истории литературы, творчества поэта.

Кл.руководители 5 «А», «Б» классов: Святкина Н.С., Казакова Л.И.