История жизни моей бабушки

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы как истории планет-

У каждой всё особое,своё.

И нет планет похожих на неё.

Рассказывая истории военного времени, бабушка волнуется, порою плачет. Я с трепетом слушаю эти рассказы, стараюсь запомнить всё и ничего не упустить из того, что рассказывает бабушка о своем трудном детстве. Страницы бабушкиной жизни мне очень дороги и многому учат меня.

А в июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Полные эшелоны солдат уходили на фронт. Наталья Поликарповна жила в деревне Мокреки, Кировской области. Когда началась война из некоторых семей отправлялись на войну сразу по несколько человек. Отец Натальи Поликарповны тоже отправился на войну, а мать осталась с пятью детьми и всё время болела. Наташе в это время было уже 17 лет. Она рано повзрослела. Моя бабушка рассказывала, что дети вместе со взрослыми, начиная с ранней весны, работали в поле. На лошадях самостоятельно пахали землю. Сеяли хлеб и осенью убирали его вручную. Все лето пололи посевы, косили сено, выращивали овощи. Весь собранный урожай отправляли на фронт. Девиз:"Всё для фронта, всё для победы"они воплощали в жизнь каждый день. В деревне оставляли хлеб только на семена для будущего урожая.

Бабушка говорит о том, что трудно было сохранить домашних животных. Во время войны редко можно было встретить семью, у которой был хоть какой-либо скот. Лошадей забрали на фронт, коров и овец кормить было нечем. Их теленка в самой деревне, за огородом, задрал волк. Однажды они поехали сдавать зерно на старых деревенских быках, которые вовремя не почуяли волков. Девочки спаслись чудом, быки понесли повозку, как молодые. У моей бабушки всегда появляются слезы на глазах, когда она вспоминает о том, как они добывали хоть какую-нибудь пищу. В то время люди ели только то, что смогли вырастить сами. Осенью собирали колоски, зернышки, оставшиеся после уборки урожая. В голодную, холодную зиму каша из собранных зерен была самым вкусным лакомством. Но у многих семей не было даже этих спасительных зерен. От голода и болезней умирали люди .В некоторых семьях умирали матери, дети оставались одни. И тогда им помогали соседи, знакомые. Именно эта взаимовыручка в те дни спасла очень многие семьи. Кое-как перезимовав, ранней весной женщины и дети выходили в поле собирать оставшиеся колоски, зернышки, чтобы потом их высушить и перемолоть. На ногах были лапти, в которые заходила ледяная вода, но голод был страшнее холода.

Война закончилась, отец вернулся домой живой, но без ног. Семья решила переселиться на Дальний восток.

Война – время жестокое, а детство, пришедшееся на эти годы, всё-таки остается детством, когда хочется и поиграть, и пошутить. Поэтому я очень люблю слушать, когда бабушка с улыбкой рассказывает и веселые истории из своего трудного детства.

Воспоминание записала

ученица 9 "Б"класса Ульянова Ульяна.(Для проекта" Дети войны")

Руководитель Лукьянова И.Б.

 


 

 

 

Я горжусь своим дедом

 

70 лет прошло с того дня, когда люди узнали о прекращении самой кровавой и продолжительной войны в мире. Для россиян 9 мая — это символ непобедимости, героизма и стойкости народа. Мы, нынешнее поколение, отдаем дань благодарности людям, которые не жалели своей жизни, здоровья ради освобождения нашей страны от фашистских захватчиков. Я с гордостью вспоминаю своего дедушку Коваленко Григория Михеевича, который был участником Великой Отечественной Войны, воевал в Маньчжурии с милитаристской Японией. Он родился в 1907 году на Украине. Жил некоторое время в небольшой украинской деревне, образование получил начальное. Но дедушка был довольно грамотным, много читал, учился разным ремеслам: мог починить и сшить обувь, построить сруб для дома, прекрасно управлялся по хозяйству. Здесь он женился. В 30-е годы по переселению его семья приезжает в Приморье, в село Буссевка. Здесь дедушка начал работать в колхозе вместе с женой Марией Фёдоровной. Своими силами они построили небольшой дом. Родились дети: 3 сына и 2 дочери. Казалось, жизнь будет прекрасной и безоблачной, но началась война... Григория Михеевича не отпустили на фронт, несмотря на его настойчивые просьбы. Целыми сутками дедушка пропадал в колхозе, работал в поле с односельчанами, научился водить трактор. Жена его была овощеводом, дети помогали родителям, собирали колоски в поле. Всё делалось для фронта, для победы, никто не жалел сил и здоровья. Было очень трудно, не хватало еды. Стали болеть дети. Но люди терпели, ждали победы. И в самом конце войны дедушку призвали в армию и послали в Маньчжурию на войну с японцами. По его рассказам, страшно ему не было, просто некогда было бояться смерти: постоянные переходы по незнакомым местам, засады, перестрелки. А сколько радости и ликования было, когда в их полку объявили об окончании военных действий! Вернувшись домой дедушка продолжил работу в колхозе. В 50-е годы семья Коваленко переезжает в село Ново-Владимировку. Дети постепенно выросли, у каждого из них появились свои семьи. Сыновья разлетелись по всей стране: Андрей уехал с женой в Крым, старший Николай остался в Спасске, Михаил осел в Уссурийске. Постепенно уехали и дочки: Галина и Надежда также перебрались в Уссурийск. Но никто и никогда не забывал своих родителей, часто их навещали, помогали в огороде, ремонтировали домик. Дедушка продолжал трудиться до глубокой старости: был сторожем в пионерском лагере «Красная гвоздика», держал пчел, небольшое хозяйство, огород. Я любила приезжать к нему в гости, даже тогда, когда стала совсем взрослой. Он всегда с гордостью рассказывал мне как воевал, трудился. Мы с ним любили ходить на речку, ловили небольших пескарей. А недалеко от дома начиналась тайга. Дедушка приучил меня любить лес с его елями, грибами, лимонником. А какой ароматный чай он умел заваривать из дикоросов! В 1981 году умерла его жена Мария Фёдоровна. Дедушка не смог пережить её смерти, стал часто жаловаться на боли в сердце. И в 1983 году не стало такого родного для всех нас человека. Коваленко Григорий Михеевич был не просто моим дедом, он был человеком, прожившим тяжелую, но счастливую жизнь, потому что защищал мир, работал на благо отечества, воспитал прекрасных детей. И он навсегда останется в моей памяти и в памяти моих детей и внуков.

 

 

 

 Н.И. Кравченко, учитель МБОУ СОШ № 7

 

с. Чкаловское

 

 

 

 


Мои родные

Моя прабабушка Анастасия Тимофеевна родилась в Пензенской области в 23 февраля 1923 году. Когда началась война, ей было 18 лет. Вместе со своими подружками она вязала рукавицы и носки для солдат. Теплую одежду они отсылали на фронт, так как зимой эта помощь была очень нужна. С женщинами она работала на полях, чтобы прокормиться самой и прокормить детей.

Все они очень ждали скорейшего окончания войны. Но война затянулась. Люди очень обессилили от недостатка продуктов. Но прабабушка пережила войну и участвовала в восстановлении сельского хозяйства.

Твой труд приблизил час Победы,

Дал людям радость и покой,

А на фронтах отцы и деды

Край защитили наш родной.

Совсем молоденькой девчонкой

Пришла к станку ты на завод,

Где шум стоял довольно громко,

В твоих руках нуждался фронт.

Для артиллерии снаряды

Производили вы тогда,

И ветераны были рядом

Трудились честно, как всегда.

В две смены на заводе были,

Не покладая нежных рук,

Детали на станке точили,

Забыв про боль и про недуг

Паек ваш был, чтоб сил хватило –

Картошка, свекла и ботва

И черный хлеб, всеми любимый,

И родниковая вода.

Вы ждали весточки солдата,

Что вас на фронте защищал,

Вы ждали от отца и брата,

От тех, кто с немцем воевал.

От тех, кто бил врага повсюду:

На море, в небе и в лесах.

Их ратный подвиг не забуду.

Он будет навсегда в сердцах.

О вас, о тружениках тыла,

Кто час ПОБЕДЫ приближал,

Страна родная не забыла,

Вам должное за всё воздав.

Сегодня все вы ВЕТЕРАНЫ,

Кто был в тылу, кто воевал,

Ваш тяжкий труд, что был желанный,

Народ поднял на пьедестал.

 В. Мурзин

Мой прадедушка Николай Павлович родился 15 декабря 1922 года в Пензенской области. Он участник Великой Отечественной войны. В 19 лет его отправили служить на фронт. Он воевал в пехоте. В ходе войны ему прострелили левое предплечье пулей на вылет. Его положили в госпиталь где он заболел тифом. После госпиталя прадедушка отправился домой. Он не любил рассказывать про войну, не хотел вспоминать эти тяжелые голодные и кровопролитные годы.

Мои прадедушка и прабабушка прожили вместе около 50 лет. Вырастили 7 детей, 26 внуков и 22 правнука. Прадедушка умер в декабре 1995 года в возрасте 73 года, а прабабушка в феврале 2003 года в возрасте 79 лет не дожив 1 дня до своего 80-летия. Я не помню своих предков, так как застал прабабушку, когда мне был 1 год. Но у нас в доме много фотографий и портретов, рассказы бабушек и родителей о них, поэтому мы правнуки с любовью и уважением вспоминаем и чтим их память.

Шульга Илья 7 «А» класс

 


Они сражались за родину.

Кобылецкий Николай Васильевич родился 5 ноября 1920 года на Украине, в селе Ястребиное Сумской области. По окончании школы поступил в медицинское училище города Сумы и окончил его в тысяча девятьсот сороковом году. На Дальнем Востоке жил и работал его отец, поэтому Николай Васильевич приехал в Приморье и начал работать заведующим медицинского пункта в с. Кронштадтка Спасского района. В начале июля 1941г. Николай Васильевич был призван в армию и направлен в г. Уссурийск на краткосрочные курсы младших лейтенантов, командиров взводов. В конце июля Чкаловский военкомат направляет Николая Васильевича в город Свободный Амурской области на курсы сержантов, по окончании которых он должен был обучать военному делу мужчин, подлежащих призыву в армию. Но командование части на основании документов, подтверждающих медицинское образование Николая Васильевича, присваивает ему воинское звание младший лейтенант медицинской службы и направляет для дальнейшего прохождения службы на ст. Вяземская, в город Хабаровск. В апреле тысяча девятьсот сорок пятого года полк, в котором служил Николай Васильевич, вошёл в состав войск 2 -го Дальневосточного фронта, которым командовал генерал армии М. А. Пуркаев. 9 августа 2-я Краснознаменная армия Дальневосточного фронта по директиве Верховного Главнокомандования начала военные действия против Японии. Медицинская часть, в которой служил Николай Васильевич, находилась на передовой ,оказывая помощь раненым офицерам и солдатам Красной Армии. По окончании военных действий в Маньчжурии Николай Васильевич получает назначение на остров Сахалин, где исполняет обязанности начальника медицинской части. В начале 1951г. его переводят в Москву ,а осенью он получает назначение в Брянскую область, и снова новое место службы- Днепропетровск. В 1957г. Николай Васильевич получает назначение в Германию, в город Наумбург, на должность начальника медицинской службы батальона, где прослужил восемь лет. Уволился из армии в 1965 г. и вернулся в Днепропетровск. Награждён орденом «Красного знамени», медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Японией» и другими юбилейными медалями. Умер в 1989 году.

Тарасенко И.Е

 


Ребенок ВОВ, старейший учитель, почетный житель села.

Свою историю я посвящаю одной из старейших учителей нашей школы, многолетнему руководителю и основателю школьного музея Заводиленко Любовь Васильевне. История её жизни неразрывно связана с историей нашей страны , нашего народа и нашей школы. Родилась на Украине в 1931 году, но по переселению в 1940 году они попали в Приморье. В первый класс она пошла повторно, долгий путь на восток и незнание языка стали тому причиной. Её память хранит детские, пронзительные воспоминания о начале войны: «Голос Левитана стал вестником огромной трагедии, имя которой война. Жуткий плач женщин и молчание мужчин и беда на всех одна.» Но жизнь продолжалась, и маленькая Люба пошла во 2 класс. На уроках пения они разучивали военные песни и пели их солдатам, которые уходили на фронт. Из нашего села на фронт ушло 536 солдат. В 1942 году был призван на фронт и отец Кобылецкий , следом ушли и два брата Любы. Ребенок войны, она познала и слезы и голод, и тяжелый труд, и потерю близких. Но оптимизм и огромное трудолюбие были присущи ей с малых лет. С семи лет она вместе с отцом ухаживала за колхозным садом, все лето с матерью ходила полоть сахарную свеклу, а зимой собирала удобрения на колхозные поля. Любовь Васильевна рассказывала, что плохо в ту пору было с обувкой. Тапочки были сшиты из старых солдатских сапог, они сильно промокали, когда они собирали просо и сою в октябрьские холодные утренники. Чтобы согреться и не замерзнуть, работу выполняли бегом. И вот так каждый день с утра работа, во вторую смену школа. В школе старшеклассники заготавливали дрова для печей и дежурные приходили пораньше чтобы натопить свою классную комнату. Дети не только помогали взрослым и учились, они проводили пионерские сборы, рассказывали о героях — односельчанах, выступали с концертами , помогали вдовам погибших. На летних каникулах Люба работала няней в детских яслях за трудодни. Ухаживала за двухмесячными младенцами, находила подход к старшим детям, вечерами мыла полы. Во время войны на трудодни зерно не давали, все шло для фронта, для победы, но дети как могли приближали своим трудом эту победу. Семья в войну питалась со своего огорода, жили впроголодь, все время хотелось есть. Огромным лакомством была кукурузная каша и кукурузные лепешки с примесью лебеды и щавеля. Люба помнит как в далеком, голодном сорок шестом году всем ученикам давали кружку горячего чая, 2 конфетки -подушечки и маленький кусочек черного хлеба. И она умудрялась от этой скудной пайки половинку принести домой четверым младшеньким. Так дети по- взрослому заботились о младших и о своих матерях.

Любовь к детям помогла Любе в выборе профессии. Да, конечно же , педагогом ! А как же иначе. Уже после первого курса её пригласили в райком комсомола и предложили работу старшей пионервожатой сводного отряда пионеров. Все лето она завоевывала любовь пионеров, увлекала интересными делами, своим задором и энтузиазмом вселяла уверенность , учила любить жизнь во всех её проявлениях. И ребята просто влюбились в молоденькую пионервожатую, ходили за ней гурьбой. Закончив учительский институт она стала учителем истории. В институте при распределении она попросила школу поближе к дому. В это время не было учителя истории в семилетней школе села Духовское и Любочка пошла преподавать историю и по совместительству английский язык. Нет , она не была учителем английского, но партия сказала надо, и комсомол ответил есть. В выходной вместе с методистом она разрабатывала все уроки по всем классам, училась сама, и потом учила детей. Было трудно, но она не унывала. В школе организовала кружок художественной самодеятельности. И на селе полюбили молодую учительницу, избрали комсоргом комсомольской организации села и депутатом. Любовь смогла повести за собой молодежь села. Сама хорошая певунья и плясунья смогла увлечь творчеством сельских парней и девчат. Они были первыми на районных конкурсах художественной самодеятельности, выезжали с концертами во Владивосток, стали участниками краевого фестиваля молодежи. Вот такая она Любочка! В круговороте уроков и интересных дел она встретила своего мужа Анатолия, поженились и стали жить в селе Чкаловское. Три года была инспектором Чкаловского районо, но после объединения Спасского и Чкаловского района перешла работать учителем в Чкаловскую среднюю школу.

Как сделать так, чтобы ученики были увлечены событиями собственной истории ? Как убедить их в том, что знание истории - это необходимость? Такие вопросы всю жизнь задавала учительница, идя на свои уроки. Вот именно воспитанием человека, осознающего необходимость знания истории, и занималась талантливый педагог Заводиленко Любовь Васильевна. Все знают мысль о том, что народ, не знающий своей истории, не достоин своего будущего. И Любовь Васильевна решила , что её односельчане будут знать историю своей малой родины и будут бережно хранить память предков и их традиции. Вместе с ребятами они оформили в кабинете истории краеведческий уголок, а в кинозале комнату боевой славы. Это были первые шаги к мечте педагога-созданию школьного музея. Своей идеей она смогла заразить педагогов, учеников и жителей села. Экспонаты в музей передавали безвозмездно. Группа энтузиастов занималось поиском погибших, создали книгу памяти участников ВОВ, записали воспоминания жителей о гражданской войне и становлении советской власти на селе, воссоздали быт русской избы . В 1982 году музей был паспортизирован. На протяжении 42 лет Любовь Васильевна бережно воссоздавала историю села и людей живущих в нем, хранила традиции своего народа, старалась возродить память предков. И это ей удалось, школьный музей живет и расширяется и несет историю малой родины современникам. Память времени — к ней мы обращаемся всё чаще и чаще. И как важно, что главные человеческие ценности непреходящи.

Со всех уголков Приморского края
В музей краеведческий люди спешат.
Он двери свои всем гостям открывая,
Приветлив со всеми и каждому рад.
Хранится в нём бережно летопись края,
Богатства земли, на которой живём.
История наша, родная, живая,
Всё то, что мы Родиной малой зовём.

А слова благодарности в адрес Заводиленко Любовь Васильевны можно прочитать в книге отзывов музея. Сегодня, отметив свой 83 - летний юбилей, она по прежнему в строю: работает в совете ветеранов, организует праздники для пожилых жителей села, восстанавливает списки детей войны, выступает на классных часах в школе Ей присвоено звание почетный гражданин района. На таких людях стояла и стоять будет Россия-родина моя.

Лукьянова И.Б.


 

Моя страна – моя история.

Мою бабушку зовут Михайлик Ольга Васильевна (в девичестве Федонюк). Родилась она 16 февраля 1956 года в глухой деревеньке Озёрное Яколевского района. Её отец, Федонюк Василий Макарович, участник Великой отечественной войны. В 1942 году, когда ему исполнилось 18 лет, был призван в ряды советской армии и стал курсантом хабаровского пехотного училища. В марте 1943 в должности командира отделения был определён в 87 стрелковый полк. В августе 1943, после ранения, был определён в 1327 армейский пушечно - артиллерийский полк. В этом полку в июле 1944, во время перевозки снарядов, на автомобилизированную колонну был совершен авианалёт. В результате атаки машина загорелась. Все солдаты разбежались. Только дедушка остался, снял шинель и начал тушить огонь, рискуя своей жизнью, так как каждую секунду снаряды могли с детонировать. Своим поступком дедушка спас не только боеприпасы, но и машину, так нужную фронту. За своё мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, сопряженного с риском для жизни, он был награждён орденом красной звезды. Мой прадедушка в составе второго и третьего Украинских фронтов, участвовал в освобождении Украины, Венгрии и Чехословакии. За участие в операции по разгрому танковых немецких групп юго-западнее Будапешта, был награждён медалью за взятие Будапешта. Кроме того имеет награду за взятие Вены. Там же в Австрии он встретил победу. В феврале 1947 года был демобилизован в звании младшего сержанта. В послевоенное время прадедушка работал связистом, прокладывал телефонную связь по всему Яковлевскому району. Женился на прабабушке, Новиковой Надежде Яковлевне, она работала санитаркой в больнице. Так же у бабушки есть старшая сестра Галина и младший брат Сергей. Жила семья хорошо, в достатке, держали хозяйство, имели огород. Самыми ценными из всего имущества были конь, корова и мотороллер «Муравей».

 

Окончив 8 классов, бабушка поступила в совхоз-техникум города Уссурийска по специальности техник-гидротехник. Гидротехник — это специальность в области мелиорации. Мелиорация — это окультуривание залежных земель. В наше время эта проффесия называется землеустройство. В советский период мелиорация была динамично развивающейся отраслью. Ей требовались квалифицированные специалисты. Окончив техникум, бабушка по распределению была отправлена в Кировскую передвижную механизированную колонну № 63 (ПМК). В 1976 году, выйдя замуж, переехала в село Чкаловское. Там вместе с супругом утроилась в ПМК № 14, который возводил посёлок Зелёнодольский. Дедушка был назначен прорабом, а бабушка работала в производственном техническом отделе: подавала заявки на доставку строительных материалов. Им выдали проект, в котором был разработан план посёлка. Дело оставалось за «малым»: с нуля возвести населённый пункт. Построив там не только жилые дома, но и всю инфраструктуру: школу, детский сад, зерноток и зернохранилище, магазины и дом культуры. В поселке располагался рисоводческий совхоз. Он снабжал Приморский край своей продукцией. После введения в строй рисовой системы, бабушка участвовала в ее обслуживании: составляла чертежи, сметы для ремонта каналов, дорог, рисовых чек.  Моя бабушка внесла вклад в развитие сельского хозяйства нашего района.

 Я считаю, что каждый человек должен быть гражданином, патриотом своей страны. Из малого складывается одно большое общее дело. И внося посильный вклад в развитие своего села, района мы развиваем и укрепляем наше государство. 

Крохмалёва Яна, ученица 7 «А» класса

МБОУ СОШ №7 с. Чкаловское

 


Я родом не из детства – из войны.....

Всё дальше уходят в прошлое страшные военные годы, всё меньше остаётся очевидцев тех событий, и не так часто вспоминаем мы об участниках той нелёгкой военной поры: фронтовиках, тружениках тыла, детях войны, вдовах. Молодое поколение даже представить себе не может, в какое суровое время пришлось жить их предкам. Поэтому директором нашей школы, Лукьяновой Ириной Борисовной, было принято решение создать на школьном сайте страничку «Дети войны» , куда бы наши ученики размещали заметки о своих близких.

Наши учителя тоже не остались в стороне, и началась кропотливая работа. Я же решила рассказать об очень дорогом мне человеке, коллеге по работе, другу по жизни, старшему наставнику и просто об очень хорошей женщине Прохоровой Надежде Николаевне. Все её воспоминания я записала и представляю их вам.

Я родом не из детства- из

войны.

И потому, наверное, дороже

ценю, чем ты, и счастье

тишины

И каждый лишний день,

что мною прожит.

 

Всё население глухой костромской деревеньки, откуда я была родом, жило дружно: по праздникам песни, пляски, тройки лошадей, украшенные бубенцами, бумажными цветами, счастливые лица детей, катающихся на тройках.

И вдруг....война. Горе вошло в каждый дом, потому что в первые дни войны всё мужское население ушло на фронт, возвращались только калеки.

До сих пор в ушах стоит плач от очередной похоронки. Плакала вся деревня, потому что все приходились друг другу родственниками, соседями. Пропал без вести и мой дедушка Василий и бабушка моя всю оставшуюся жизнь его ждала, плакала и надеялась, что вернётся.

Я помню мы, дети, делали посильную работу: вязали снопы,собирали колоски на полях, пасли скот, из еды в сумках была брюква, морковка. Но мы верили, что победа будет за нами, что наши родные на фронте сделают всё, чтобы враг был разбит.

И вот долгожданная победа! Все плакали от радости, обнимали друг друга, плакали от горя те, чьи родные не дожили до этого дня...... Плакали и мы, дети, потому , что плакали все.

Военное детство для меня было очень трудным ещё и потому, что умерла мама в возрасте 18 лет от туберкулёза( тогда многие умирали от этой болезни потому, что ходили в резиновых сапогах всё время, телогрейках, работали по 10-12 часов в сутки и никого не интересовало как ты себя чувствуешь, болен ли ты), и я воспитывалась бабушкой и тетушками. У меня до сих пор хранится единственная фотография мамы и её сестёр той предвоенной поры. И я часто думаю о том, как бы сложилась моя жизнь если бы была жива моя мама.....

Знать, помнить нужно об этом страшном времени для того, чтоб никогда не пришлось испытать те ужасы, которые обрушила на людей война .

И сейчас, когда люди жалуются на то,что высокие цены, низкая зарплата, я думаю, как хорошо, что мы живём на мирной земле. Как дорожить нам нашей жизнью нужно, когда она во столько обошлась!

Надежда Николаевна многое рассказать не смогла: слёзы душили её, чувствовалось, что она окунулась в те суровые военные годы. Я хочу пожелать ей долгих лет жизни и здоровья.








































Казакова Людмила Ивановна, учитель истории .