День народного единства

 3 ноября в пришкольном лагере отдыха я провела классный час «День народного единства». Рассказала детям об истоках совсем ещё молодого праздника, о событиях российской истории далёкого 1612 года. Ребята с интересом слушали об освобождении Москвы от польских интервентов, о событиях смутного времени. Свой рассказ я сопровождала демонстрацией слайдов видеопрезентации. Демонстрировались портреты руководителей второго ополчения Козьмы Минина и Димитрия Пожарского, фотографии памятника, установленного в Москве на Красной площади, картины знаменитых художников. Ребята довольно грамотно отвечали на вопросы: что такое единство? зачем оно нужно? в каких условиях возникает? Особенно бурное обсуждение началось, когда была создана ситуация – а можно ли назвать единством сбор молодёжи в вечернее время в определённом месте, да ещё и с пивом? Но и с этим заданием ребята успешно справились. Заинтересовала детей информация о том, что дата праздника 4 ноября была выбрана не случайно, ведь в этот день отмечается праздник Казанской иконы Божией Матери (икона с изображением Богоматери с младенцем Христом на руках). По церковному преданию икона была обретена в Казани в 1579 году. После пожара, уничтожившего половину Казани, 9-летней девочке Матрёне Онучиной трижды во сне являлась Богородица и повелела возвестить всем, что в земле, на месте сгоревшего дома хранится Её икона. Матрёна со своей матерью откопали икону, а священник ближайшего Никольского храма с крёстным ходом отнёс икону в свой храм. После молебна икону перенесли в Казанский Благовещенский собор. В 1612 году список с иконы находился во Втором ополчении, освободившем Москву от интервентов. Накануне решающего сражения русское воинство 3 дня постилось и молило Богородицу о милости перед Казанской иконой. Победа, одержанная в этом сражении, была расценена как чудо. Интересным для детей был рассказ о том, как события 1612 года отразились на патриотизме русских людей, о подвиге Ивана Сусанина. Иван Сусанин завёл поляков, попросивших его сопроводить их к монастырю с целью убийства будущего царя, в болото. Поляки убили проводника, когда поняли, что он их завёл на смерть.

 

«Куда ты ведешь нас? Не видно не зги!» -

 

Сусанину с сердцем вскричали враги.

 

«Мы вязнем и тонем в сугробинах снега,

 

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега».

 

И далее:

 

«Предателя, мнили, во мне вы нашли,

 

Их нет, и не будет на русской земле…»

 

Позднее М.Глинка написал оперу «Жизнь за царя», но так как в советский период воспевание царей не приветствовалось, то оперу назвали «Иван Сусанин». Проводя с учащимися беседу я убедилась, что дети правильно оценивают сегодняшнюю обстановку в России. Они говорили о роли единства в современном обществе, о причинах разногласий. А вопрос «являются ли они патриотами?» не вызвал никаких раздумий: конечно же единодушное «да!». Это было подтверждено небольшой игрой: класс я разделила на 3 команды, которые должны были как можно быстрее и правильно сложить текст гимна России, разрезанный на полоски.

 

Россия – священная наша держава,

 

Россия – любимая наша страна.

 

             Могучая воля, великая слава –

 

Твоё достоянье на все времена!

 

 

 

Славься, отечество, наше свободное,

 

Братских народов союз вековой,

 

Предками данная мудрость народная!

 

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

 

 

От южных морей до полярного края

 

Раскинулись наши леса и поля.

 

Одна ты на свете! Одна ты такая!

 

Хранимая богом родная земля!

 

 

 

Славься, отечество, наше свободное,

 

Братских народов союз вековой,

 

Предками данная мудрость народная!

 

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

 

 

Широкий простор для мечты и для жизни

 

Грядущие нам открывают года.

 

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

 

Так было, так есть и так будет всегда!

 

 

 

Славься, отечество, наше свободное,

 

Братских народов союз вековой,

 

Предками данная мудрость народная!

 

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

С данным заданием дети справились через 2-3 минуты, что меня приятно порадовало. В конце мероприятия мы все вместе проанализировали полученную информацию, подвели итоги, а самые активные ребята получили сладкие призы.

 

                                

                                       Н.И. Кравченко, учитель МБОУ СОШ № 7 с. Чкаловское